четверг, 16 апреля 2015 г.

                                              

                                             Вашингтонский консенсус.

         На сегодняшний день процесс интеграции стран в глобальную
Систему Международного Разделения Труда проводится на основе так
называемого «Вашингтонского консенсуса».
   
        Под консенсусом следует понимать — принятие решения
или текста договора на международных конференциях
и  в  международных организациях на основе общего согласия
участников без проведения формального голосования, если
против него не выступает ни один из участников данного форума.
Консенсус применяется также как средство обеспечения
единства позиций государств до проведения голосования по
обсуждаемым вопросам, которое в этом случае отсрочивается на
время процесса согласования.


         Термин «Вашингтонский консенсус» был введён в 1989
году американским экономистом Джоном Уильямсоном.
Общепринятых формулировок «Вашингтонского консенсуса»
нет, поскольку в произведениях самого Дж.Уильямсона, его
последователей и  комментаторов формулировки видоизменя-
лись с течением времени.
    
       Тем не менее, вне зависимости от вариаций конкретных
формулировок, именно дух «Вашингтонского консенсуса»
задолго до  того, как Дж.Уильямсон его выразил лексически,
на  протяжении всей второй половины ХХ века определял
принципы вовлечения в процесс глобализации экономических
систем государств — «проблемных» для США и Запада в целом,
главным образом развивающихся и  постсоциалистических.
К их числу можно отнести и постсоветскую Россию, прочие
постсоветские государства, а не только страны Латинской
Америки, по отношению к которым «Вашингтонский консенсус»
был впервые сформулирован Дж.Уильямсоном в последние годы
существования СССР.

 Кратко положения «Вашингтонского консенсуса можно

 выразить так:


     Бюджетная дисциплина. Государства должны бюджетный
дефицит если не ликвидировать, то свести к такому минимуму,
который был бы приемлем для частного капитала.
    
    Особая направленность расходов госбюджета. Субсидии
потребителям и дотации производителям должны быть сведены
до минимума. Правительство должно расходовать деньги
лишь на  первоочередную медицинскую помощь, на начальное
образование и на развитие инфраструктуры.
      Налоговая политика. База налогообложения должна быть
как можно более широкой, но ставки налогов — умеренными.
То есть в базу налогообложения должны входить и физические,
и юридические лица.
     Процентные ставки. Процентные ставки по кредиту должны
складываться на внутренних финансовых рынках, и государство
не должно вмешиваться в этот процесс. Предлагаемый
вкладчикам процент должен стимулировать их вклады в банки
и сдерживать бегство капиталов. Для того, чтобы банковская
деятельность была рентабельной, а это зависит и от вкладчиков
в том числе, ставка рефинансирования должна быть выше
процента по инфляции.
       Обменный курс. Страны должны ввести такой обменный курс
своей валюты, который способствовал бы их экспорту, делая
экспортные цены на их продукцию более конкурентоспособными.

        Торговый либерализм. Квоты на импорт должны быть отменены
и  заменены таможенными тарифами. Таможенные тарифы на
импорт должны быть минимальными и не должны вводиться
на  те товары, импорт которых необходим для производства
товаров в стране для последующего экспорта из неё.
      Прямые иностранные капиталовложения. Должна быть
принята политика поощрения и привлечения капитала
и  технологических знаний из-за рубежа. Условия конкуренции
для иностранных и местных фирм должны быть одинаковыми.
Приватизация предприятий. Должна всячески поощряться
приватизация государственных предприятий.
       Дерегуляция. Излишнее государственное регулирование
порождает лишь коррупцию и дискриминацию в отношении
участников рынка, не имеющих возможности пробиться
к высшим слоям бюрократии. Следует стремиться к тому, чтобы
в перспективе покончить с  государственным регулированием
экономики и с государственным сектором.
Права частной собственности. Эти права должны быть
гарантированы при постоянном усилении их защиты.
Этому должна быть подчинена и законодательная база,
и правоприменительная практика.
Неадекватность экономической политики,проводимой
множеством стран на основе реализации этих принципов,
показала практика применения в экономике стран «третьего
мира» и реальность мирового финансового кризиса
в  развитых странах. Такое положение дел обусловлено
несоответствием благонамеренных оглашений «Вашингтонского
консенсуса», приведённых выше, реальным закономерностям
функционирования экономики. Потому раскроем умолчания
и  укажем действительные последствия реализации оглашённых
принципов.

БЮДЖЕТНАЯ ДИСЦИПЛИНА
     Сведение бюджетного дефицита к минимуму ведёт к тому,
что государства не могут направлять средства на крупные
долгосрочные проекты. В итоге они становятся зависимыми
от организаций, в частности международных, которые имеют
возможности реализовывать подобные проекты. Так государства
становятся несвободными в выборе путей своего развития
в долгосрочной перспективе. И таким образом деятельность
отдельных государств вписывается в стратегии глобальной
интеграции, проводимые на надгосударственном уровне.

ОСОБАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РАСХОДОВ ГОСБЮДЖЕТА
     В народном хозяйстве есть отрасли с низкой рентабельностью,
которые в принципе не способны нормально функционировать
в неконтролируемом финансовом климате рынка. Себестоимость
некоторых товаров достаточно высокая, что требует
субсидирования потребления для нормального развития
производящей данные товары отрасли. Поэтому сведение
субсидий потребителям и дотаций производителям к минимуму
будет замыкать государства, следующие этим принципам,
на производителей других государств, имеющих изначально
конкурентное преимущество и, что особенно важно, будет
уменьшать устойчивость функционирования производственно-
потребительской системы государств, последовавших этому
принципу.
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
      Внесение в базу налогообложения всех физических лиц в первую
очередь увеличивает необходимый штат налоговой службы
в разы. Что легче: обслуживать 50 тыс. юридических лиц, которые
занимаются внутренним учётом работников, или 140 млн.
физических лиц по отдельности? Создаются пропагандистские
мифы о равенстве всех перед законом: и предпринимателей,
и наёмных работников, и о том, что государственность —
«финансово-общенародно-наёмная», так как все платят налоги 
на её содержание. Тогда как реально государственность
оказывается кланово-олигархической и только прикрывается
такими мифами.

ПРОЦЕНТНЫЕ СТАВКИ
    Для того, чтобы банковская деятельность была рентабельной,
а это зависит и от вкладчиков в том числе, по мнению
банкиров, воспринимающих банковское дело как одну из форм
производства или предпринимательства, а не как часть единой
системы макрорегулирования, ставка рефинансирования должна
быть выше процента по инфляции. Ссудный процент забирает
в стоимостной форме из общества заранее оговорённую долю
производимого, которая исторически реально всегда выше,
чем полезный эффект от взятия кредитной ссуды. Налоги
возвращаются в общество в том или ином виде, тогда как
ссудный процент перекачивает платёжеспособность общества
в банковский сектор, который в свою очередь практически везде
замкнут на международные финансовые институты.

ОБМЕННЫЙ КУРС
   Рассмотрение вопроса о курсах валют бессмысленно вне
рассмотрения продуктообмена в глобальных масштабах
между региональными производственно-потребительскими
системами. В реальности же для государств, следующих
«Вашингтонскому  консенсусу», обменный курс в принципе
не  является управляемым параметром. Однако стоит отметить,
что вследствие принятия положений консенсуса обменный курс
государства становится подвержен управлению извне.
На сегодняшний день международная валютная система, которая
обеспечивает международную торговлю, представляет собой
следующее: Несколько стран обладают правом эмиссии валют,
которые являются резервными. После отмены Бреттон-Вудского
соглашения, эти валюты не обеспечиваются ничем, в том числе и
золотом. Остальные страны для того, что бы эмитировать свою
валюту должны прежде обеспечить наличие в своих запасах
золота или валют, являющихся резервными (доллар США, Евро
и т.д.). Контроль за соблюдением и помощь в выравнивании
платёжных балансов осуществляет Международный валютный
фонд. Такая система порождает возможности для контроля
денежной массы в странах со стороны стран эмитентов
резервных валют и возможности спекуляций со стороны этих
стран эмитентов и международных кредитно-финансовых
организаций.

ТОРГОВЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ
     Отмена квот на импорт и замена их минимальными таможен-
ными тарифами ведут к стимулированию импорта компонентов
более сложных продуктов, которые потом экспортируются
для удовлетворения интересов внешних потребителей за счёт
производственного потенциала страны-импортёра. Это ведёт
к разрыву технологических цепочек и может поставить в сильную
зависимость от конъюнктуры рынков стратегические отрасли
стран, следующих этому принципу.

ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ
     Введение одинаковых условий для иностранных и местных
фирм создаёт изначально лучшие конкурентные условия для
уже существующих крупных транснациональных корпораций,
которые способны демпинговать цены местных производителей.
После того, как местные производители вытеснены с рынков,
цены поднимают до приемлемого для корпораций уровня.

  ДЕРЕГУЛЯЦИЯ. ПРИВАТИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
     Государственное регулирование обеспечивает долгосрочные
проекты в интересах общественного развития, на которые не
нацелены бизнес-структуры, ориентированные на свои частные
интересы. Исчезновение государственного регулирования
экономики и государственного сектора автоматически делает
экономику страны зависимой от внешнего макроэкономического
регулирования через международные финансовые институты
и крупные корпорации, которые всегда имеют стратегию и планы
развития, основанные на перераспределении имеющихся
ресурсов директивно-адресными методами.
Утверждение о том, что частный предприниматель по определе-
нию эффективнее, чем государственное предприятие, возводит-
ся в ранг аксиомы и считается само собой разумеющимся, хотя
этому нет прямых доказательств.

    ПРАВА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
      Гарантирование только прав частной собственности недоста-
точно для нормального общественного развития, так как
некоторые ресурсы, такие как земля, вода, воздух, недра —
не являются чьей-либо частной собственностью, а даны нам
изначально. А значит требует адекватного юридического
описания  общественной собственности и принципов
разграничения обоих видов собственности по признаку права
управления той или иной собственностью.
Последствиями действий международной экономической
системы, основанной на правилах «Вашингтонского
консенсуса», является разрушение экономик многих стран,
за счёт чего обогащаются различные доминирующие в мире
транснациональные компании и олигархические кланы. В этих
странах растёт социальная напряжённость и формируется
потенциальная кадровая база революций и войн, что, в свою
очередь, может затронуть соседние, вполне благополучные
страны и, в худшем случае, дестабилизировать обстановку
на всей  планете. К тому же безудержная гонка потребления
в  странах-метрополиях приводит к огромному количеству
экологических проблем и катастроф, которых было
уже не мало на протяжении XX и XXI веков.

    Что ещё стоит сказать о воздействии «Вашингтонского

консенсуса» на страны ему приверженные?

       НАУЧНО-ВНЕДРЕНЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ
«Научно-внедренческий цикл» — социально-экономический
процесс, начало которому даёт постановка исследовательских
задач в области фундаментальной науки и который завершается
тем, что её достижения находят своё воплощение в производстве
массово потребляемой продукции. Реальность такова, что
процессы этой категории самоуправляются большей частью
бесструктурно, и при этом могут возникать (и целенаправленно
формироваться) такие обстоятельства, когда начало научно-
внедренческого цикла локализовано в одном обществе,
а завершение — в другом.

     Законы рыночного ценообразования таковы, что коммерческую
выгоду от реализации такого научно-внедренческого цикла будет
получать то общество, в котором локализовано его завершение,
и обычно это метрополия. А чем ближе к началу цикла — тем
больше издержек и ниже показатели рентабельности, вплоть до
отрицательной. То же касается и интересов и некоммерческого
характера, связанных с реализацией научно-внедренческих
циклов.

     КОНЦЕНТРАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Дж. К. Гелбрейт, советник двух президентов США в своей
книге «Экономические теории и цели общества» усматривает
в экономической системе США две подсистемы, взаимодействую-
щие друг с другом, которые он называет «рыночной системой»
и «планирующей системой».

      «Рыночная система». В ней фирмы действительно
функционируют в условиях конкуренции, и она большей
частью представлена мелким бизнесом (главным образом
 семейным), который в силу своей отраслевой принадлеж-
ности и специфики рынка не имеет перспектив когда-либо
стать крупным.

        «Планирующая система». Она представлена крупными
корпорациями, которые подчинили себе цены на рынке
своей продукции и производственные издержки,
работают на основе внутрифирменного долгосрочного
планирования и  внутриотраслевого и межотраслевого
сговора (большей частью косвенного, негласного и потому
юридически не наказуемого) о ценах, объёмах производства
и т.п. практически без какой-либо конкуренции за
рынки и  покупателей. Целью их деятельности является
приемлемый уровень доходов на долгосрочных интервалах
времени, а не удовлетворение потребностей общества
и не разрешение его проблем.

«Рыночная подсистема» служит культу мифа о свободе частного
предпринимательства, о наличии «планирующей подсистемы»
— умалчивают. Дж. К. Гэлбрейт именует «планирующую
подсистему» «социализмом для Дженерал Моторс и Локхид»,
поскольку они (даже при полном провале проводимой ими
научно-технической политики) практически полностью
гарантированы от банкротства  и своим положением на
рынке, и  своими взаимоотношениями с государственным
аппаратом, что и отличает их от фирм, отнесённых Дж. К.
Гэлбрейтом к  «рыночной  подсистеме», которые действительно
борются за  своё  выживание в конкурентной борьбе, и в
которой социальная  защищённость и наёмного персонала,
и предпринимателей-собственников находится на несопоставимо
более низком уровне, нежели в «планирующей системе».

 Жизнь общества в условиях провозглашения «свободного
рынка»,  когда реально он несвободен приводит к тому,
что управление концентрируется в узком кругу немногих
международных кланов и корпораций.


 












Комментариев нет:

Отправить комментарий